В условиях замкнутости российской экономики на сырьевой модели, в которой бизнес получает более мощные импульсы по выстраиванию своей инвестиционной стратегии в интересах мировой экономики, российское государство обязано наращивать свой спрос на продукцию не промежуточных, а именно конечных отраслей реального сектора, создавая, таким образом, гарантированный рынок сбыта инновационных благ.

Дефицит оборотных средств предприятий, необходимых для обновления технологической базы и перехода на новую инновационную продукцию, провоцирует стремление производителей продать свою продукцию по завышенным ценам, в том числе и на рынке государственных закупок. Для российских предприятий становится предпочтительным быстрый производственный цикл за счет производства продукции по иностранным заимствованным технологиям, из-за чего отсутствуют стремления к инновационным инвестициям и наращиванию инновационных компетенций бизнеса.

Данная ситуация усугубляется отсутствием в России концепции формирования общегосударственного рынка НИОКР, разработанных и апробированных механизмов коммерческой реализации товаров и услуг инновационного сектора экономики, создаваемых за счет государственного бюджета. Думается, что только государственная политика через перераспределительные механизмы, такие как контрактная система закупок, способны активизировать инновационные процессы и обеспечить их существенное влияние на макроэкономическую динамику. С помощью размещения государственных и муниципальных заказов государство имеет возможность информировать рынок о потенциальной успешности инновационной деятельности и производства наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью. В этой связи очевидна необходимость разработки методов оценки эффективности закупок на стадии планирования, размещения и исполнения заказов с учетом особенностей товаров (работ, услуг) инновационного сектора экономики.

С целью стимулирования эффективной инновационно-инвестиционной деятельности предприятий возможна фиксация квот для закупок инновационной продукции в общем объеме госзакупок (например, на уровне 5-10 % от общего объема заказов крупнейших государственных заказчиков).

Учитывая, что в рыночной экономике в условиях высокой конкуренции лишь 6–8 % научных исследований превращаются в новый продукт или процесс, то экономически эффективными следует считать инновационные закупки, которые на стадии планирования подтвердили наличие высокого спроса и соответствующий уровень планируемой конкурентоспособности, высокий коммерческий потенциал и возможности его сохранения на всех стадия инновационного цикла.

Поскольку госзакупки осуществляются еще до момента производственного процесса,  эффективность инновационных закупок может обеспечиваться посредством использования различных критериев отбора исполнителей инновационных госзаказов на стадии их размещения. Можно отбирать поставщиков по уровню производительности труда, по динамике инвестирования в обновление средств производства, по эффективности производительного потребления средств производства, по структуре используемых ресурсов, по квалификации рабочей силы, по опыту инновационной деятельности, по уровню информационной обеспеченности.

Наконец, на стадии исполнения заказа методология оценки эффективности инновационных закупок может быть основана на таких критериях эффективности как соотношение собственных и заимствованных разработок, экономической эффективности внедрения созданных инновационных благ, структуре и компетенции привлекаемых субподрядчиков, результатов экспертизы полученных инновационных благ.

Макроэкономическую эффективность инновационных закупок целесообразно определять через динамику формирования и использования каждого из ресурсов с учетом их комплексного влияния на переход к инновационному воспроизводству. Это возможно только с использованием методологии мультипликаторов. Мультипликатор инновационного процесса может рассматриваться как показатель соотношения изменения выручки от реализации инновационной продукции к изменению объема вложений в инновационную деятельность. Он показывает, как изменится выручка от реализации инновационной продукции, если изменятся затраты на инновационную деятельность в разных подсистемах инновационного процесса. Увеличение значения данного показателя может оказать влияние на основные макроэкономические показатели, в частности, прирост инвестиций в инновации ведет к приросту национального объема производства и совокупного дохода общества на величину большую, чем первоначальный прирост инвестиций.

Очевидно, что Россия должна приложить все усилия, чтобы стать страной, долгосрочное благополучие которой будет определяться не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: инновациями, наукоемкой экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности.

С этой целью целесообразна эффективная организация закупочного процесса, стимулирующего высокий инновационно-мультипликативный эффект и модернизацию отечественной экономики.

На правах рекламы

Источник


Читайте также:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*